Классицизм стиль в одежде: Стиль классицизма в одежде, искусстве – фото и история
Стиль классицизма в одежде, искусстве – фото и история
Эпоха классицизма не имеет точного и определённого времени существования, она не возникла в один момент и не длилась не прерывно. Так классицизм появляется во Франции и в XVI, и в XVII веках, но окончательно утвердится, наберёт силу во второй половин XVIII века и будет длиться вплоть до первых десятилетий XIX века: от начала Французской революции (1789) до падения Наполеона (1815). Классицизм связан с историей Античности, а именно интересом к искусству Древней Греции и Рима. В 1748 году были раскопаны Помпеи. Большой вклад в развитие классицизма вносит археолог Винкельман, который в своих трудах буквально воспевал античное искусство. Искусство Древней Греции и Рима становится образцом, примером для подражания.
В архитектуре самый первый признак классического стиля – это колонны, те самые колонны, которые были в архитектуре античных храмов и теперь появляются вновь. При этом всё должно следовать планам, всё должно быть гармонично и симметрично. Именно в эпоху классицизма, кстати, появляется и традиционное планирование города: город делится улицами на квадраты, улицы идут параллельно друг другу, а сама планировка города включает разбивку площадей и парков.
Наиболее известными художниками эпохи классицизма стали также французы – Жак Луи Давид и Жан Огюст Доминик Энгр.
Скульптура, как и архитектура во всём следовала идеалам Античности, подражая скульптурам Древнего Рима и Древней Греции, принимая их за основу.
В отличие от архитектуры и живописи классицизм в моду пришёл немного позднее, только в 70-е годы XVIII века. До этого мода по-прежнему, как и в эпоху барокко, создавалась и диктовалась королевским двором.
В начале и в середине XVIII века в моде были ещё сильны тенденции следующего за барокко стиля рококо. Женский костюм по-прежнему сохранял растянутые по бокам и сплюснутые сзади и спереди юбки – панье. Лиф платья был узким и с глубоким вырезом, рукава также оставались прежними — полукороткими с пышными кружевными манжетами. Обувь носили на высоком каблуке. Платья же становились все более не удобными и именно такие наряды всё чаще и чаще начинают носить только при дворе. Причёски также приобретают абсурдно немыслимые формы – они становятся всё выше и выше, иногда они доходили до 60 см в высоту. Украшались причёски перьями, цветами, а иногда на головы водружались целые корзины с цветами или же корабли со снастями и парусами.
Иллюстрации — история моды и стиля — 16-17 век
В итоге барокко, перешедшее в рококо, достигает своей абсурдности, становится «слишком»: слишком пышным, слишком вычурным, слишком громоздким, слишком неудобным.
Женский костюм эпохи классицизма
И в 70-е – 80-е годы XVIII века эстафету у Франции принимает Англия. Английская мода всё больше и больше начинает влиять, в том числе и на женский костюм. Английская мода того периода была связана с простотой и натурализмом, проникнув на континент она изначально начинает пользоваться популярностью у буржуазии и дворянской молодёжи, но затем проникает и в высшие слои общества. Жёсткие каркасы для юбок платьев выходят из употребления, юбка теперь драпируется не по бокам, а сзади, такую юбку называют турнюр. Одежду того периода можно увидеть на картинах английских художников Гейнсборо, Рейнольде. Причём для платьев чаще всего используются лёгкие ткани светлых тонов. Платья также начинают подпоясывать поясом чуть выше талии, завышенная талия будет весьма характерна для следующего за классицизмом стиля – ампир.
Причёски первоначально ещё оставались высокими и напудренными, но затем волосы перестают пудрить и начинают завивать в локоны. Также в моду входят шляпы – огромные, из бархата и шёлка, а также широкополые «английские» шляпы.
Для верховой езды дамы облачаются в платья-амазонки, состоящие из юбки и жакета, напоминающего мужской фрак.
Мужской костюм эпохи классицизма
Что касается мужской моды, то в ней также сильно английское влияние. Английский суконный фрак вытесняет французский шёлковый кафтан. Английский фрак, в отличие от французского кафтана, шился из тканей более тёмных и строгих расцветок. Фрак имел стояче-отложной воротник и отогнутые от талии полы. Такой фрак служил парадной одеждой. Но французы всё же оставались верны себе и к английскому фраку так или иначе добавляли вышивки и иногда шили его из шёлка.
В моду также входит редингот – что-то среднее между пальто и сюртуком, он также приходит из Англии, где первоначально служил для верховой езды. Отличительной особенностью редингота являются прямые полы и шалевый воротник.
Жабо и манжеты на рубашках становятся уже. Кюлоты остаются по-прежнему узкими и застёгиваются под коленом. Чулки были белыми или полосатыми. Обувью служили башмаки с большой металлической пряжкой.
Парики постепенно выходили из моды, а волосы теперь зачёсываются назад и собираются на затылке в пучок, который завязывается чёрной ленточкой. В моду входят «английские» шляпы — конические, с невысокой тульей и узкими полями. А к рединготу надевают цилиндр.
Именно в эпоху классицизма в мужскую моду входят и галстуки. Галстуки берут своё начало от шейных платков, которые были известны и в Древнем Риме, и в Китае. Во времена тридцатилетней войны (первая половина XVII века) европейцы увидели галстуки, шейные платки, завязанные на шеях узлом, у хорватских солдат. Популярны же галстуки становятся в годы французской революции и Директории, так в это время мужчины носили платки из белой материи, а французские революционеры в знак протеста носили чёрный галстук под названием «чёрное проклятие».
В первой половине XIX века ношение галстука, а именно то, как его завязывать, превращается в настоящее искусство. Учебники с правилами завязывания галстуков писали … Байрон и Оноре де Бальзак. Так Оноре де Бальзак писал, что «Мужчина стоит того же, что и его галстук, — это он сам, им он прикрывает свою сущность, в нем проявляется его дух».
Классический стиль в одежде сегодня
И сегодня галстук является обязательным атрибутом классического делового мужского костюма. К классическому стилю сегодня в мужской одежде относятся костюмы, белые рубашки, жилеты, плащи. Цвета — черный, темно синий, серый и белый.
Мужскую одежду в классическом стиле можно встретить у таких дизайнеров и брендов, как Calvin Klein, Levis, Valentino, Hugo Boss.
Что касается классического стиля в женской одежде, то его непременным атрибутом также является костюм с юбкой или брюками. Длина юбки варьируется в пределах колена, не допустимы как юбки-мини, так и макси, традиционно длина юбки немного ниже колена. Брюки чаще простого прямого кроя. Жакет – приталенный, а вот его длина может меняться в зависимости от модных тенденций. Глубокие вырезы не допускаются. Цвета – темные: чёрный, серый, тёмно-синий. Расцветки (как для мужского, так и для женского костюма) – клетка, полоска, реже ёлочка, но всегда однотонные.
Туфли – лодочки. Макияж не яркий. Классический стиль – самый деловой, самый официальный, самый строгий, не допускающий никаких фривольностей.
Дополнением к нему могут послужить дорогие часы, изделия из натуральной кожи, изысканные аксессуары, шейные платки.
Наиболее ярким примером среди дизайнеров, которые работали, используя классический стиль, является Коко Шанель, а её маленькое чёрное платье, которое должно быть в гардеробе каждой женщины, также стало классикой.
Вероника Д.
Стиль классицизм в одежде и история моды
Стиль классицизм возник в конце XVIII века. Он проявился сразу и очень отчетливо. Именно тогда в результате раскопок античных городов Помпеи и Геркуланума возник интерес к греческой эстетике. Ранний классицизм в костюме называется директория и приходится на конец XVIII – начало XIX в.в.
Этот стиль можно было наблюдать в живописи в работах таких мастеров как Ж.-Л. Давида, в архитектуре – Вандомская колонна, Триумфальная арка в Париже, на театральных сценах в спектаклях с античными сюжетами, в которых актеры были одеты в древнегреческие туники и хитоны, с прическами в виде греческих узлов, высоко поднятых на голове.
То же можно было наблюдать и в силуэтах модной одежды, появились сдержанные формы и декор. Вскоре светские модницы Парижа надели платья-шемизы из тонкого муслина, почти прилегающие к телу, с большим декольте, обнажающим красивую шею и белоснежное тело. Талия платья была высоко поставлена, почти под грудью, рукава чаще всего были совсем небольшими, типа фонариков, или с полным отсутствием их. Шемизы придавали дамам легкость и воздушность, особенно юным красавицам.
Дамы стремились походить на греческих богинь, которыми восхищались через созерцание живописи и скульптуры, а также в своих воображениях при чтении поэзии. Красавицы Парижа добивались необыкновенной белизны кожи, придавая сходство с мраморными греческими статуями. В то время идеальным воплощением эталона красоты стали мадам Рекамье, мадам Тальен и Жозефина Богарнэ.
Появились портреты светских дам, которые позировали художникам босоногими в белоснежных шемизах, не забывая украсить себя драгоценностями в виде диадем, камей, браслетов, брошей. Особенно великолепны портреты юных красавиц в образе нимф, оставленных нам в наследство художниками того времени. Платье-шемиз стало любимым платьем эпохи директории.
Текстиль для шемизов – белые муслин и батист, газ и креп с вышивкой белой гладью. Эти платья были невесомы, их масса достигала до 200 – 300г. Они красиво облегали тело красавиц, оставляя обнаженными шею, плечи и руки. Иногда, спасаясь от холода в таком легком одеянии, дамы набрасывали на плечи кружевную косынку.
Наполеон, подаривший своей жене тончайшую шаль из шерсти кашмирских козлят, надолго определил женскую моду на эту деталь туалета. Все дамы быстро воспользовались красотой шали, а Жозефина Богарнэ в дальнейшем наладила производство французских шалей, которые распространились по всей Европе.
Прически тоже напоминали античные времена. Моду эпохи директории называли «обнаженной» или «нагой». Это действительно так. В тех воздушных и легких нарядах трудно было ощущать себя защищенной, разве только шаль прикрывала тело красавицы в холодную погоду. Поэтому многие модницы того времени часто простуживались, и иногда болезнь заканчивалась трагично.
Обувь была такой же легкой, как и платье. Это были греческие сандалии или закрытая обувь на плоской подошве, типа современных балеток.
В качестве головного убора были популярны тюрбаны, чалма, а в домашних условиях – чепцы. Все, кажется, было необычайно просто, зато украшений на даме было в изобилии. Это было роскошным дополнением к «скромному» шемизу. Конечно же, голову красавиц украшали диадемы, как и следовало греческим богиням.
Были популярны камеи, браслеты, броши, различные шпильки для причесок. В волосах переливались нити жемчуга, который идеально сочетался с белизной кожи. Особенно увлекалась украшениями мадам Тальен. Говорят, у нее была красивая кожа и черные бархатистые глаза. Еще одна красавица того времени – мадам Рекамье. Украшений на ней было немного, что придавало ей естественность и очарование.
К естественной красоте стремились многие дамы, но, как известно, природа одаривает нас по-разному, а значит, это надо поправить. Поэтому женщины пудрили все открытые участки тела и пользовались ароматами. Мужчины в это время, напротив, перестали носить пудреные парики и отказались от косметики. То есть, женщины становились еще более женственными и очаровательными, а мужчины – более мужественными. (В наше время, к сожалению, все наоборот).
Мужская одежда состояла из рубашки, жилета, фрака и узких штанов, обувь была на низком каблуке. Весь ансамбль завершался треуголкой, позже – двууголкой. Для этой одежды были популярны шерсть и сукно, а также батист (для нижних рубашек).
Эта была мода аристократии. Но появились и другие представители буржуазных кругов, бежавшие в эмиграцию во время революции вместе с аристократией. Молодежь этого сословия изображала из себя пострадавших от революции. Они создавали свои клубы, пытались выделиться из основной массы. К ним присоединялись новые богатые (из низших сословий), быстро разбогатевшие во время революции. Их называли Нувори́ши (от фр. nouveau riche – нуво́риш – новый богач).
Как обычно это происходит во время революций и переворотов в стране, возникают новые представители богатого сословия. Большинство из них приобрели накопления и богатство, которое досталось им благодаря их хватке, ловкости и изворотливости.
Слово нувориш изначально имело некоторое пренебрежение аристократии к этим пронырливым представителям новой молодежи. И действительно, они не отличались особым культурным уровнем и аристократичными манерами, а потому их эстетические представления в области моды были несколько вызывающими.
Дети нуворишей создали свой стиль. В истории костюма этот стиль причисляют к проявлениям «антимоды». (Вам не кажется, что и сегодня в моде происходит нечто подобное). Так вот, в то время своеобразные и вызывающие костюмы этих молодых людей, называли «инкруаябль» (невероятный). Это были мешковатые, иногда плохо отглаженные фраки, жилеты, застегнутые на одну пуговицу и т.д.
Были еще одни представители моды – «мюскаден» (щеголь). Они носили галстук, символизирующий петлю на шее висельника, вместо галстука могла быть красная лента либо жгут, символизирующие кровь от гильотины. Некоторые с той же целью надевали красное ожерелье.
Девушки-подружки юношей «инкруаябль» и «мюскаден» также одевались экстравагантно. Их называли «мервьез» — чудесницы. Они осмеливались носить подобные юношам прически – жертвы революции, а иногда их волосы были просто в беспорядке разбросаны по плечам и спине. Платья «мервьез» отдаленно напоминали шемиз всего лишь тем, что шились из тонкого муслина с завышенной талией.
В эпоху директории возникало множество различных направлений в моде, которое жили лишь короткое время. Одни события быстро сменялись другими, происходила демократизация одежды всех слоев общества.
Французская революция (1789 – 1799г.г.) была поворотным моментом в истории костюма. События того времени стали мощным ускорителем процессов, изменяющим европейскую моду в сторону демократизации и упразднения социальных различий.
Классический режим в моде | Европейская ассоциация наследия моды
Это платье из весенне-летней коллекции 1999 года Жана Поля Готье. Коллекция напрямую отсылает к классицизму, а копии статуй представлены на подиуме и даже на самой одежде, о чем свидетельствует это платье, названное «любовью», вероятно, в честь напечатанных на нем надписей на статуе.
Отсылки к классицизму повторялись во многих формах и периодах на протяжении всей западной истории моды. Начиная с эпохи Возрождения люди начали оглядываться на классический период как на хранилище знаний и вкусов, которые нужно открыть заново; Классицизм и его мотивы становятся популярными не только в искусстве, но и в одежде и текстиле.
Классическая мода и костюм относятся, в частности, к двум видам древнегреческой одежды: хитон и баска . Первый, для обоих полов, и второй для женщин, представляли собой туники, надетые и сложенные на теле. В то время как
На самом деле именно благодаря возобновившемуся интересу в этот период, когда неоклассическое движение инвестировало все гуманистические дисциплины в восемнадцатом веке, костюмы, вдохновленные хитоном и баской , стали популярными в женской моде.
Хотя классические мотивы повторялись в качестве орнаментов, платья, навеянные классицизмом, вернулись в моду лишь спустя столетие, когда женщины освободились от корсетов. Затем мягкие объемы и прямые линии были приняты модернистами, как в наиболее популярном случае с платьем Delphos Мариано Фортуни, а также с линейными силуэтами 1920-х и 1930-х годов, когда можно было найти отсылки к скульптурным творениям. Жана Пату, мадам Гре и Мадлен Вионне и даже позже.
Очарование классицизма для Жана Поля Готье и многих других дизайнеров демонстрирует универсальное стремление превратить женщин в богинь с помощью одежды, как отметил куратор Гарольд Мода в каталоге выставки MET 2003 года « богинь: классический стиль» .
Классицизм в современном платье | Эссе | The Metropolitan Museum of Art
Hellenic с его разнообразными эффектами драпировки, основанными на редуктивных, ортогональных компонентах, создало подходящую парадигму для дизайнеров. В то время как модернисты тяготели к элегантной экономии конструирования одежды по антикварным моделям, постмодернисты предпочитали более явно цитировать классическую иконографию.
Перед лицом цикла новизны и устаревания системы моды классический модус, с его призывом к прочному и неизменному идеалу, является своего рода парадоксом. Древняя эллинская одежда спустя два с половиной тысячелетия продолжает вдохновлять дизайнеров, свидетельствуя о всеобщем стремлении превратить женщину в богиню посредством одежды.
Цитата
Кода, Гарольд. «Классика в современном платье». В году Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/god1/hd_god1.htm (октябрь 2003 г.)
Дополнительное чтение
Кода, Гарольд. Богиня: классический режим . Каталог выставки. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2003. См. в MetPublications
.Дополнительные эссе Гарольда Кода
- Кода, Гарольд.
«Генеральная репетиция: истоки Института костюма». (октябрь 2004 г.) - Кода, Гарольд. «Классическое искусство и современное платье». (октябрь 2003 г.)
- Кода, Гарольд. «Ориентализм: видения Востока в западной одежде». (октябрь 2004 г.)
- Кода, Гарольд. «Хитон, пеплос и гиматион в современной одежде». (октябрь 2003 г.)
- Кода, Гарольд. «Греческий ключ и божественные атрибуты в современной одежде». (октябрь 2003 г.)
- Кода, Гарольд.