Лицо правила: Лицо глагола, как определить – таблица для 1, 2, 3 лица в русском языке
Лицо глагола, как определить – таблица для 1, 2, 3 лица в русском языке
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 923.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 923.
В русском языке присутствует такая словоизменительная грамматическая категория, как лицо глаголов. С ее помощью можно узнать, кто именно совершает конкретное действие. Различают три лица глагола как в единственном, так и во множественном числе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Что такое лицо глагола в русском языке?
Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия с участником речи. То есть лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.
Значение категории лица глаголов
В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном числе, выражающих различное значение называемого глаголом действия.
Единственное число:
- 1 лицо глагола – обозначает, что действие совершает непосредственно говорящий, он является субъектом речи (я варю кофе, я куплю яблок).
- 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия с собеседником (ты читаешь книгу, ты построишь дом).
- 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку).
Множественное число:
Как определить лицо глагола?
Для определения лица глагола выделите личное окончание глагольной формы, определите ее значение в контексте речи, а также поставьте вопросы:
- Глаголы 1 лица отвечают на вопросы: Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем?
- Глаголы 2 лица: Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
- Глаголы 3 лица: Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?
Для удобства определения лица глагола приводим личные окончания и примеры употребления лиц глаголов в таблице:
Повелительное наклонение | ||||
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | |
1-е лицо | Я улыбаюсь; Я построю | Мы улыба Мы построим | – | Давайте мы улыбнемся; Давайте мы построим |
2-е лицо | Ты улыбаешься; Ты построишь | Вы улыбаетесь; Вы построите | Улыбайся; Построй | Улыбайтесь; Постройте |
3-е лицо | Он улыбается; Она построит | Они улыбаются; Они построят | Пусть он улыбается; Пускай она построит; | Пусть они улыбаются; Пускай они построят; |
В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай.
Изменение глаголов по лицам свойственно не для всех глаголов – безличные глаголы (вьюжило, смеркалось) и инфинитив (спешить, шуметь) не имеют категории лица. Не спрягаются по лицам и глагольные формы прошедшего времени.
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Валерия Шевелева
7/7
Вера Николова
7/7
Марина Батраева
6/7
Сумбуль Яглы
6/7
Сания Абилова
7/7
Саша Самонов
6/7
Артем Дергачев
4/7
Саша Филипенко
6/7
Димас Дмитриевич
7/7
Севенча Кириле
7/7
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 923.
А какая ваша оценка?
Лица глаголов в русском языке
Лицо в русском языке выступает в качестве важнейшего морфологического признака глаголов. При помощи лиц в предложении выражается отношение того, кто производит действие к тому, кто о нем говорит.
Существуют три формы лиц: 1-е, 2-е и 3-е. Именно лицо является определяющим признаком слова, позволяющим правильно проставлять суффиксы и окончания в нем. В конечном итоге именно знание лиц позволяет грамотно излагать свои мысли.
Единственное число |
1 лицо |
я |
2 лицо |
ты |
|
3 лицо |
он, она, оно |
|
Множественное число |
1 лицо |
мы |
2 лицо |
вы |
|
3 лицо |
они |
В форме 1-го лица находятся те глаголы, случаи употребления которых, предусматривают совпадение совершающего действие и того, кто о нем говорит.
Пример: Я кушаю, я делаю, я говорю, я сплю, мы делаем и т.д.
Глаголы во 2-м лице указывают на то, что совершаемое действие относится не к самому рассказчику, а к его собеседнику.
Пример: Ты делал, ты кушал, ты говорил, ты спал, вы делаете.
Глаголы, находящиеся в 3-ем лице выражают отношение действия к человеку (людям), не участвующим в разговоре и обычно употребляются с местоимениями – он, она, оно, они.
Пример: Он делал, он кушал, он говорил, они спали, она делала, оно выпало.
На лица в русском языке у глаголов главным образом указывают окончания. У глаголов первого лица единственного числа (в настоящем и будущем временах) окончания -У или -Ю. Например: пишу, читаю, позвоню, закричу. У глаголов 1-го и 2-го спряжения окончания в 1-м лице одинаковы.
Второе лицо в русском языке у глаголов имеет свои особенности. Они связаны с окончаниями глаголов. А как известно, окончания в глаголах зависят от спряжения. Глаголы 1-го спряжения имеют окончание
3 лицо в русском языке определяется местоимениями «он», «она», «оно», «они». Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -ЕТ в единственном числе и -ЮТ во множественном (он, она, оно читает, они читают). У глаголов 2-го спряжения — окончания -ИТ и -АТ (ЯТ) во множественном числе (он, она, оно звонит, они звонят).
Глаголы в сослагательном наклонении и в прошедшем времени изъявительного наклонения по лицам не изменяются, в этих формах представлены различия не по лицам, а по родам.
продолжить с «Грамматическими категориями»
вернуться к выбору в разделе «Грамматика»
пройти тест на «Лицо глагола»
Курсы английского языка по уровням
Beginner
Экспресс-курс
«I LOVE ENGLISH»
Elementary
Космический квест
«БЫСТРЫЙ СТАРТ»
Intermediate
Обычная жизнь
КЕВИНА БРАУНА
В разработке
Advanced
Продвинутый курс
«ПРОРЫВ»
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: Посмотри в лицо другому, и что ты увидишь?
Поиск
PERM-GOLDRULE.jpg
Дьякон Джим Книппер
Текущие исследования в области неврологии продолжают открывать нам глаза на глубокое новое понимание того, как мы развиваем нашу способность становиться людьми. Все начинается со взгляда. Все начинается с того, что мы видим младенцем, вступающим в мир, благословленным гостеприимной, поддерживающей жизнь средой. Он начинается с рождения, когда мы впервые смотрим в глаза матери. Затем он подкрепляется взглядом нашего отца, наших бабушек и дедушек и других людей, на которых мы учимся возвращать этот взгляд. Ни слова не сказано, и у нас нет воспоминаний о том времени. Но перед языком, перед любой сознательной памятью стоит это видение глазами другого — и быть увиденным глазами другого. Это взаимное созерцание священного существа другого, знание того, что мы любимы.
Я наблюдаю это каждый раз, когда беру на руки своего 6-месячного внука: улыбка за улыбкой, дыхание за дыханием, голос за голосом, сердцебиение в такт с глубоким осознанием того, что между нами свободно течет какая-то энергия… а потом от нас другим.
Что это за энергия? В своей последней книге «Божественный танец» отец Ричард Рор пишет о Троице, рассматриваемой как энергия между тремя «личностями», а не просто самими «личностями».
Другими словами, нам предлагается взглянуть на Троицу, используя раннехристианский образ хоровода — нескончаемого потока отдачи и получения между Отцом, Сыном и Духом — как образец реальности. Отец Рор пишет: «Бог — это не только танцор, но и сам танец, напоминающий миру о нашей взаимозависимости и присущем нам союзе с тем, что есть. Троица учит нас, как жить в творческом сотрудничестве, ценить и уважать наши различия, а также служить друг другу со смирением и состраданием».
Сила этого Тринитарного Потока коренится в его взаимности и включении всех людей. Бог даром дает эту любовь всем нам, прося только, чтобы мы передали ее другим.
Я думаю, именно поэтому, когда Иисус стремился обобщить Закон Моисеев и учение пророков, его указание о том, как любить, заключалось в том, чтобы «поступать с другими так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами» (Лк. 6: 31). Таким образом, казалось бы, любовь включает в себя взаимное отражение Божественного взгляда — позволяет течь Божественной энергии. Что есть такая форма давать и брать — я делаю с тобой, а ты со мной — без ожидания вознаграждения или выгоды. Просто повеление разделить взгляд Бога, разделить любовь Бога.
Скоро мы будем праздновать Рождество — рождение Иисуса — Бога, полностью человеческого и полностью божественного. Слово стало плотью, и таким образом в Иисусе виден лик Божий. Пришло время вспомнить, что мы действительно созданы по Божьему «образу и подобию», гораздо больше, чем мы когда-либо представляли.
Прежде чем мы начнем этот новый способ видеть другого, мы можем начать с того, что посмотрим в зеркало. То, что мы видим, — это образ того, кто мы есть. Для некоторых из нас это может показать увеличение морщин или, возможно, линии беспокойства, или, может быть, искривленные губы в улыбке.
Но старые или молодые, мы увидим лицо, созданное по образу Бога. Это образ того, кто мы есть в Боге. Лицо, на которое смотрит Бог, которое принимает и любит без осуждения. Ибо Бог включает, принимает, прощает и любит каждого из нас безоговорочно, такими, какие мы есть — с бородавками и всем остальным. Все, что мы можем сделать, это принять взгляд и поделиться им со всеми остальными. При этом Божий способ любить нас, если мы это позволяем, становится нашим образцом любви к другим. Таким образом, Золотое правило призывает нас любить других, поскольку мы позволяем Богу любить нас, что, в свою очередь, должно привести к цепной реакции, содействующей любящему миру.
Философ Эммануэль Левинас сказал, что единственное, что действительно связывает людей на более глубоком уровне, — это видение лица другого. По его словам, «Если бы можно было владеть, схватывать и знать другого, это не было бы другим».
Завершая предвыборный цикл, в котором с обеих сторон звучала речь, лишенная какого-либо чувства любви, сострадания или милосердия — возможно, пришло время сделать паузу и подумать о даре Божественного взгляда. Ибо нам нужно верить в это, праздновать это, принимать это, доверять этому, позволять это, а затем передавать это тем, кого мы видим, позволяя себе быть открытыми для новых отношений и жить в общении с теми, на кого мы смотрим и кто смотреть на нас. Или словами, которые дал нам Иисус: поступать с другими так, как мы хотим, чтобы они поступали с нами.
Посмотри в лицо другому, и что ты увидишь?
Дьякон Джим Книппер служит в католической церкви Св. Павла в Принстоне и является директором/издателем Clear Faith Publishing (www.clearfaithpublishing.com).
Подпишитесь на нашу рассылку
Пропорция лица у молодых людей с использованием правила большого пальца Леонардо да Винчи
. 1996;18(2):111-4.
дои: 10.1007/BF01795228.
Огуз 1
принадлежность
- 1 Кафедра анатомии, Медицинский факультет, Университет Чукурова, Адана, Турция.
- PMID: 8782316
- DOI: 10. 1007/BF01795228
О Огуз. Сур Радиол Анат. 1996.
. 1996;18(2):111-4.
дои: 10.1007/BF01795228.
Автор
Огуз 1
принадлежность
- 1 Кафедра анатомии, Медицинский факультет, Университет Чукурова, Адана, Турция.
- PMID: 8782316
- DOI: 10.1007/BF01795228
Абстрактный
Настоящее исследование было проведено с целью выяснить, может ли правило большого пальца Леонардо да Винчи быть объективным методом определения естественных и художественных пропорций человеческого лица. В этом исследовании использовалась выборка из 400 человек (200 мужчин и 200 женщин в возрасте 22-25 лет). Измеряли длину большого пальца, длину уха, приблизительные расстояния между линией роста волос и глабеллой или бровями, между глабеллой или бровями и кончиком носа, а также расстояние между носом и подбородком, а также расстояние между ухом и латеральной частью глаза. Результаты, полученные у мужчин и женщин, показали значимые (p < 0,01) корреляции между длиной большого пальца и пропорциями лица, исследуемого в исследовании. Кроме того, было обнаружено, что высота лица почти в три раза превышает длину большого пальца. Однако измерения, полученные у женщин, были в среднем меньше, чем у мужчин. Результаты, полученные в этом эксперименте, могут иметь значение для понимания оценки лица людьми, работающими в пластической хирургии или искусстве.
Похожие статьи
[Леонардо да Винчи о дыхательной системе].
Харканьи И. Харкани И. Орв Хетил. 1989 г., 23 июля; 130(30):1614-6, 1619. Орв Хетил. 1989. PMID: 2671862 Венгерский язык. Аннотация недоступна.
Леонардо да Винчи (1452-1519) и репродуктивная анатомия.
Данн PM. Данн ПМ. Arch Dis Child Fetal Neonatal Ed. 1997 г., ноябрь; 77 (3): F249-51. doi: 10.1136/fn.77.3.f249. Arch Dis Child Fetal Neonatal Ed. 1997. PMID: 9462201 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.
Леонардо да Винчи: анатом.
Джонс Р. Джонс Р. Br J Gen Pract. 2012 июнь; 62 (599): 319. дои: 10.3399/bjgp12X649241. Br J Gen Pract. 2012. PMID: 22687222 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.
Леонардо да Винчи: поиски души.
Дель Маэстро РФ. Дель Маэстро РФ. Дж Нейрохирург. 1998 ноябрь; 89(5):874-87. doi: 10.3171/jns.1998.89.5.0874. Дж Нейрохирург. 1998. PMID: 9817431 Обзор.
Изображение стоит тысячи слов: искусство и медицина.
Дахан С., Шенфельд Ю. Дахан С. и др. Isr Med Assoc J. 2017 Dec;19(12):772-776. Isr Med Assoc J. 2017. PMID: 29235741 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Рекомендации
- Oral Surg Oral Med Oral Pathol. 1970 июнь; 29 (6): 789-98 — пабмед
- J Оральный Surg.