Примеры исторического стиля – Attention Required! | Cloudflare

Топ-10 удачных примеров современных зданий в историческом стиле

Это на условном «Западе» новая архитектура чувствует себя единовластной хозяйкой. На просторах бывшего СССР человек по-прежнему консервативен, стеклянно-бетонные кубики не понимает, и в массе своей для него нет ничего милее жизни в «барочных дворцах» и «готических замках» или хотя бы в многоэтажках, ими вдохновленных. Но работа с историческими архитектурными стилями крайне сложна и проходит по тонкой (и очень скользкой) грани, с одной стороны которой — бездонная пропасть китча, а с другой — топкое постмодернистское болото. Как ни странно, удачные примеры «ретроспективных» зданий имеются, хотя, увы, и не в Минске. Onliner выбрал десятку примеров удачного копирования старины.

Классическая архитектура за свою историю пережила целые цивилизации. Возникнув в Античности, чтобы на долгие годы исчезнуть в Средние века, она вновь воскресла в эпоху Ренессанса. Затем были ордерные вариации барокко, классицизм XIX века и неоклассика 1930—1950-х, характерная не только для Советского Союза (где получила прозвище «сталинского ампира»), но и для стран Европы и Северной Америки. Ничего удивительного в очередном возвращении к ней уже в XXI веке нет. Это естественно, хотя уже и не так повсеместно. Другой вопрос, к каким результатам приводит такое обращение сейчас.

Неоклассика и в принципе любой историзм (использование какого-либо исторического стиля) — это дорогой жанр в архитектуре. Он предполагает не только определенный талант современного автора, хорошо знакомого с лучшими образцами архитектуры прошлого, умеющего воспроизвести верные пропорции, декор и при этом не зайти слишком далеко. Качественный историзм требует использования дорогих отделочных материалов, умелого исполнения строительных работ, не приемлет экономии и халтуры. В ином случае на выходе получаются дешевые поделки, вызывающие обильное кровотечение из глаз. К сожалению, таких на постсоветском пространстве абсолютное большинство, и ниже лишь самые одиозные примеры.

Однако современные авторы, умеющие работать в исторических жанрах, к счастью, имеются, а так как стили эти дороги в исполнении, их лучшие образцы находятся в городах, где сосредоточены самые большие бюджеты: Москве и Санкт-Петербурге.

1. Здание «Газпром-Экспорта», 2008, Санкт-Петербург

Санкт-Петербург — город, где за обликом новостроек в центральных районах требуется следить особенно тщательно. Тем более ответственной была задача у архитектурного бюро «Герасимов и партнеры», получивших в распоряжение участок напротив Александринского театра. Масштаб и качество окружающей застройки (помимо театра в непосредственной близости от площадки находятся Аничков дворец и ансамбль улицы Зодчего Росси) потребовали у специалистов студии особого такта в работе.

Евгений Герасимов и его коллеги в конечном итоге предложили образ условного «итальянского палаццо», не имеющего конкретных прототипов, но вдохновлявшегося сразу несколькими региональными школами страны. В петербургском контексте это выглядело естественно: на рубеже XIX—XX веков, когда на улицах столицы Российской империи буйствовала эклектика, «ренессансные дворцы» были популярны у аристократии и богатейшей буржуазии города. Появление еще одного образца такого историзма не выглядело чужеродно, но при этом архитекторы подчеркнули во внешнем облике современность здания, тот факт, что все-таки это постройка начала XXI века. Первоначально здесь должна была размещаться гостиница, но из-за кризиса 2008 года в итоге в «палаццо» въехала одна из структур «Газпрома».

2. «Помпейский дом», 2005, Москва

Михаил Белов — один из главных современных российских специалистов по историзму. Он успел поработать даже в Минске. «Дом Москвы», расположенный рядом с гостиницей «Беларусь», — его проект, который, очевидно, был вдохновлен традиционной усадебной архитектурой. Но экспериментами с русской классикой практика Белова не ограничивалась. В середине 2000-х в Москве был завершен его «Помпейский дом», вольная фантазия на итальянскую тему.

Григорий Ревзин, ведущий архитектурный критик России, после завершения строительства назвал это здание «самым красивым домом Москвы». Комплимент тем более ценный, если учесть тотальное доминирование в городе «лужковского стиля». Эстетические пристрастия мэра Москвы Юрия Лужкова отличались, мягко говоря, своеобразием, но к «Помпейскому дому», сооружавшемуся в разгар его царствования, придраться сложно. Здание вдохновлено античными помпейскими росписями, но при этом выглядит удивительно своим в московской архитектурной мозаике.

3. Жилой дом на улице Победы, 2011—2014, Санкт-Петербург

Еще одна работа Евгения Герасимова, удивительно разностороннего автора, одинаково удачно работающего в современных жанрах и в широком пространстве исторических стилей. Если его здание у Александринского театра было размышлением на тему ренессансных дворцов Италии, то жилой дом на улице Победы стал попыткой переосмыслить советскую архитектуру 1930—1950-х годов. Конечно, не просто так: застраивавшийся участок находится неподалеку от Московского проспекта Санкт-Петербурга, важного района «сталинского ампира».

Герасимову и его коллегам удалось соблюсти чувство меры, часто отказывающее работающим в данном жанре авторам. С одной стороны, фасад получил соответствующий стилю декор: колонны и полуколонны, руст нижних этажей, барельефы, баллюстрады и пинакли, а с другой — оно сохранило очевидный современный дух с панорамными окнами. Итогом стал строгий гармоничный облик, соответствующий очередному прочтению классики на фоне второй декады XXI века.

4. Manhattan House, 2010—2012, Москва

Еще один активно практикующий представитель «нового историзма» — Дмитрий Бархин, работающий в соавторстве с собственным сыном Андреем. Их ЖК Manhattan House интересен не только своим внешним обликом, но и тем, что, по сути, это была глубокая реконструкция каркасно-панельного здания 1970-х годов, где размещался один из корпусов института «Гипронииавиапром». От оригинала был сохранен лишь каркас, все остальное было до неузнаваемости перестроено.

Исходя из названия, следовало ожидать чего-то из типичного для центральной части Нью-Йорка ар-деко, но Бархины вновь решили обратиться к «античной» классике. Результат получился несколько тяжеловесным, но архитекторам и выполнявшим работы по их чертежам специалистам нельзя отказать в тщательности проработки мельчайших деталей декора жилого комплекса.

5. ЖК «Мендельсон», 2015—2018, Санкт-Петербург

Редкий образец историзма, где источником вдохновения послужили не классические архитектурные стили, а советский авангард 1920-х — начала 1930-х годов. Конструктивизм заслуженно считается выдающимся достижением советской культуры, непосредственно вдохновленным событиями 1917 года и последовавшим крушением целых империй. Архитектору Евгению Подгорному из бюро «Интерколумниум» удалось создать современный жилой комплекс, экстерьер которого оказался насыщен отсылками к пока еще насыщенной оптимизмом эпохе революционного преобразования «старого мира».

И вновь-таки этот жанр был выбран неслучайно. Непосредственным соседом только что завершенного здания является ТЭЦ, поставленный под охрану государства памятник промышленной архитектуры. Силовую станцию фабрики «Красное знамя» построили в 1925—1926 годах по проекту выдающегося немецкого архитектора Эриха Мендельсона. Фамилия автора досталась по наследству соседу-новостройке, а сама его работа послужила отправной точкой в творчестве его современного коллеги.

6. ЖК Barkli Residence, 2013—2018, Москва

Еще одна совсем свежая новостройка, на этот раз в Москве, стала первым проектом известного архитектора Роберта Стерна в российской столице. Стерн — ведущий американский представитель новой классической архитектуры, активно работающий в Нью-Йорке и других крупных городах страны. Без малого 20 лет он возглавлял и престижнейший архитектурный факультет Йелльского университета.

В Barkli Residence Стерн попытался соединить традиции нью-йоркского ар-деко 1930-х годов с мотивами наследовавших ему московских «сталинских высоток». Получилось лаконично, даже минималистично, без вызывающего декора, но предельно современно внутри.

7. «Русский дом», 2015—2018, Санкт-Петербург

Очередная историческая интерпретация от все того же бюро «Герасимов и партнеры». Величина участка (почти 2,5 гектара) и расположение в центре города давали авторам определенное пространство для творчества, и на этот раз специалисты студии решили обратиться к неорусскому стилю. В Санкт-Петербурге его образцов не так много, но в эклектичной архитектурной среде города этот патриотический историзм все равно не выглядит инородно.

Тем более сами архитекторы утверждают, что не пытались копировать именно неорусский стиль, а скорее попробовали реализовать особый национально-романтический вариант северного модерна, в котором элементы, отсылающие к традиционным русским теремам, смотрятся естественно. Переменная этажность, многобашенный силуэт здания позволяют компенсировать его крупные объемы, а пластика фасадов, украшенных сложной резьбой по камню, лишь добавляет комплексу живописности.

8. «Римский дом», 2002—2005, Москва

Как и «Помпейский дом» Михаила Белова, «Римский дом» другого неоклассициста Михаила Филлипова создавался в лужковскую эру, став одним из лучших ее образцов. Работа с итальянскими мотивами — любимый прием в творчестве архитектора, и это здание стало квинтэссенцией его практики.

Самым ярким использованным Филипповым приемом стало создание перед домом круглой площади, одновременно открытой на улицу и ограниченной с ее стороны декоративной колоннадой. У автора получилось создать знаковый объект, ставший настоящим рубежом в истории современной российской архитектуры.

9. ЖК «Венеция», 2013, Санкт-Петербург

Вновь-таки рефлексия на итальянскую тему, и вновь Евгения Герасимова. Как обычно у этого архитектора, заимствование получилось не прямым, а оттого не скучным. У здания нет какого-то одного прототипа или даже их региональной совокупности (как бы ни утверждало обратно название комплекса). Герасимов что-то взял из итальянского ренессанса, что-то из сталинского ампира, есть и британские мотивы, и очевидный современный характер. Получилось гармонично и, в конце концов, просто красиво.

«Венеция» может послужить и иллюстрацией тезиса об историзме как «дорогом» жанре современного зодчества. Тщательная проработка деталей, их качество, использование природных отделочных материалов в совокупности с прекрасным расположением дома у воды всем своим видом говорят о премиальности здания, а это эффект, на который, видимо, рассчитывал застройщик и надеялся архитектор.

10. Дворец водных видов спорта «Лужники», 2018, Москва

Легендарный московский бассейн 1956 года постройки к моменту начала реконструкции находился в крайне плачевном состоянии. Тем не менее создаваемый на его основе новый дворец водного спорта тактично сохранил самые яркие детали старого здания и дополнил их новыми элементами, что позволит узнавать в нем именно сооружение XXI века.

Юлий Борисов из студии UNK Project предложил воссоздать на фасадах дворца оригинальные барельефы на спортивную тематику, но добавить к ним декоративную решетку из колец (которые одновременно отсылают к олимпийской тематике). Стеклянная кровля сделана раздвижной, что позволит летом превращать бассейн в открытый, каким и был оригинал 1950-х годов. Таким образом, у авторов получилось сохранить традиционный и привычный москвичам облик здания и одновременно актуализировать его.

Эксперименты с историческими стилями в России продолжаются. На такую архитектуру в стране по-прежнему есть устойчивый спрос, а сформировавшийся за последние десятилетия вкус уже требует и совершенно иного качества проектов.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

realt.onliner.by

Исторический жанр в мировой живописи. Мастера исторической живописи

Исторический жанр в мировой живописи

В настоящем понимании историческая живопись — это изображение важных событий в развитии общества как в прошлом, так и в современной художнику действительности. Произведения этого жанра показывают зрителю крупные исторические события и более мелкие, частные эпизоды, деяния выдающихся личностей, а также нравы, обычаи и быт людей, живших в далеком прошлом.

Произведения на сказочные и былинные сюжеты, с помощью которых автор создает героико-эпические образы, также относятся к историческому жанру. Особым видом исторической живописи является батальная. Термин «батальный» пришел в искусство из французского языка (bataille — битва, сражение). Батальная живопись показывает военно-исторические события не только прошлого, но и настоящего.

«Битва Александра Македонского». Мозаика. Фрагмент, ок. 100 г. до н. э., Музей Каподимонте, Неаполь

Исторический жанр существовал в искусстве с незапамятных времен, но в слово «история» люди вкладывали несколько иной смысл, чем теперь.

Когда-то очень давно легенды и мифы воспринимались человеком как что-то реальное, когда-то происходившее на земле. Поэтому мифологические сцены на старинных вазах и фресках считались изображением далекого прошлого. Лишь со временем историки Древней Греции, а затем и Древнего Рима начали осознавать прошлое как последовательность реальных событий, фактов. С этого времени художники, создавая свои произведения, от мифологических начали отделять подлинно исторические элементы. Так, в III веке до н. э. греческий живописец Филоксен выполнил картину «Битва Александра Македонского с Дарием». Эта композиция не дошла до наших дней, но представление о ней современные ценители искусства имеют по римской мозаичной копии, найденной в одном из домов в Помпеях, разрушенных во время извержения Везувия.

Пьеро делла Франческа. «Победа Константина над Максенцием». Фрагмент, 1452–1466

Не только в Древней Греции и Древнем Риме, но и в Месопотамии и Древнем Египте художники начали создавать произведения, посвященные важным историческим событиям. В искусстве определился круг тем, которые использовались мастерами исторического жанра: военные сражения и торжество победителей, одержавших верх над врагом. Например, в Древнем Риме существовала церемония торжественного вступления в город полководца, разгромившего войско противника. Перед его легионами обычно несли щиты с живописным воспроизведением героических подвигов военачальника и его армии. Эти своеобразные исторические картины не сохранились, но по описаниям современников мы знаем, что они с документальной точностью показывали события и эпизоды военных действий.

В период Средневековья с его религиозными запретами исторический жанр практически ушел из живописи. По христианским представлениям единственной историей человечества являлась Священная история, представленная в Библии. Поэтому место исторического жанра в искусстве занял религиозно-мифологический. Конечно, исторические события все же изображались в картинах некоторых художников, но они имели условный характер и нередко служили лишь фоном к библейским сценам.

В эпоху Возрождения общество начало освобождаться от жесткого влияния христианской церкви. Множество научных открытий способствовало тому, что появилось совершенно новое, не зависящее от религиозных догм, понимание истории. Исторический жанр вновь занял свое место в искусстве.

В исторической живописи мастеров Раннего Возрождения центральное место заняли батальные сюжеты, полные экспрессии и динамики. Художники не стремились передать подлинный смысл исторического события, их целью было прославление героя и его подвигов. Поэтому многие исторические картины, созданные в этот период, отличаются некоторой условностью, а конкретные сюжеты трактуются как бы вне времени и пространства.

В XV столетии к исторической тематике обращался известный итальянский художник Пьеро делла Франческа. Его монументальные фрески для церкви Сан-Франческо в Ареццо, наряду с библейскими сюжетами, содержат и сцены из античной истории («Победа Константина над Максенцием»). Иногда художник соединял в своих работах исторические и мифологические мотивы. Такова одна из фресок, получившая название «Сон Константина». Мастер показал, как к палатке, где спит римский император Константин, в луче лунного света спускается ангел.

Современник Пьеро делла Франческа, Андреа Мантенья, также использовал в своих работах сюжеты из античной истории. Между 1482 и 1492 годами он выполнил цикл из девяти больших полотен под названием «Триумф Цезаря». Но все же в XV столетии широкого распространения исторический жанр не получил.

Стремительная смена событий в Европе XVI–XVII веков (войны, расцвет одних государств и упадок других) усилила интерес к изображению истории в искусстве, а исторический жанр стал преобладать над другими.

Теоретики искусства того времени называли его высоким, призывая художников отдавать предпочтение именно этому жанру.

Дань исторической живописи отдал такой известный художник XVI столетия, как Паоло Веронезе («Александр Македонский и семья Дария», «Аллегория битвы при Лепанто»). События истории Древнего Рима привлекли внимание известного французского мастера XVII века Никола Пуссена, показавшего в своих работах благородных и великодушных героев — Сципиона Африканского, Германика. Пуссен считал, что искусство должно воспитывать, поэтому центральное место в его исторических композициях занимают положительные образы.

В отличие от Пуссена многие живописцы этой эпохи использовали исторические мотивы для прославления правителей своих государств и изображали монархов в образах античных полководцев. Большой популярностью пользовались полотна, показывавшие военные триумфы. Для их авторов главным было восхваление королей и полководцев, а не достоверная и правдивая передача исторического события. Дальнейшее развитие получил в XVII столетии батальный жанр.

Ж. Куртуа. «Кавалерийская схватка», ГМИИ, Москва

Сцены военных сражений писали такие французские мастера, как Жак Куртуа («Кавалерийская схватка»), Адам Франс ван дер Мейлен («Кавалерийская стычка»), Жан Батист Мартен («Осада Намюра»).

Важным событием в развитии исторической живописи стало появление в 1635 году картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды». Испанский мастер обратился не к античной истории, а к событиям недавнего прошлого. Произведение испанского мастера выразило новое, не свойственное ранее европейскому искусству отношение к истории. Веласкес показал не кровавое сражение и не триумф победителей. Основная мысль этой картины — противостояние двух типов национальных характеров. «Сдача Бреды» восхищает своей человечностью и гуманизмом. История двух государств для Веласкеса — это судьбы всех участников события, от полководца до простого солдата.

Роль исторического жанра в европейском искусстве необыкновенно возросла в XVIII столетии, когда живопись стала выполнять политическую и воспитывающую функции. Огромный вклад в развитие исторического жанра внес знаменитый французский художник Жак Луи Давид. Подобно Пуссену, он искал в античной истории примеры для подражания и воспитания молодежи. Так, за пять лет до революции он написал свое известное полотно «Клятва Горациев» (1784), призывавшее народ к борьбе против монархической тирании. Позднее Конвент отметил, что эта картина, показавшая эпизод из истории Древнего Рима, смогла приблизить Французскую революцию.

Новое понимание исторического жанра появилось после создания картины Давида «Смерть Марата» (1793), в которой мастер обращался уже не к античной истории, а к недавним событиям. Написанное по следам убийства знаменитого революционера полотно, проникнутое героическим пафосом и драматизмом, представило эпизод из современной художнику действительности как важное историческое событие. С этого времени исторический жанр начал пополняться сюжетами из современности.

Ж. Б. Мартен. «Осада Намюра», ГМИИ, Москва

Подобное явление характерно для живописи XIX века. Например, Франсиско Гойя в своих картинах и офортах показал героизм испанского народа, самоотверженно сопротивляющегося захватчикам, Теодор Жерико представил зрителям современную трагедию («Плот „Медузы“»), Эжен Делакруа воспел революцию, свидетелем которой стал («Свобода, ведущая народ»). Эта линия в развитии исторического жанра наблюдается и в творчестве многих русских художников. Так, наряду с картинами, посвященными далекому прошлому, Илья Ефимович Репин выполнил и ряд полотен, изображавших современные ему события («Не ждали», «Отказ от исповеди»).

Большой популярностью в первой четверти XIX столетия пользовался французский живописец Поль Деларош. Детальная точность в передаче исторических костюмов, интерьеров, занимательность сюжета делали его картины необыкновенно привлекательными для зрителей. Деларош как будто низводил своих героев с пьедестала, на который их возвела история, и приближал к своим современникам («Дети короля Эдуарда IV», 1852).

К историческому жанру обращались многие художники. Так, знаменитый английский пейзажист Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер написал ряд картин на сюжеты античной истории. Его большое полотно «Метель. Переход Ганнибала через Альпы» изображало эпизод войны между Римом и Карфагеном и одновременно являлось откликом на события современности: в 1800 году Наполеон вместе со своим тридцатитысячным войском перешел через Альпы. Тёрнер часто сопровождал свои работы пояснительными надписями, взятыми из стихов Байрона, Мильтона, Томсона. С помощью стихотворных строчек он попытался разъяснить и замысел картины «Метель. Переход Ганнибала через Альпы»: подпись к полотну гласила, что гибельным для карфагенской армии могут быть не только суровые горные вершины, но и «удовольствия и соблазны обычной жизни в плодородных долинах Римской Кампании». Символично то, что это произведение было показано зрителям в 1812 году, когда измученное и сильно поредевшее наполеоновское войско, выбираясь из сожженной Москвы, застряло в заснеженных российских полях.

К теме борьбы Рима и Карфагена Тёрнер вновь обратился при создании картины «Упадок Карфагена» (1817), представляющей собой исторический пейзаж в духе Клода Лоррена. Закат, окутавший здания и фигуры людей, символизирует падение Карфагена.

Исторический жанр был необыкновенно популярен в XVIII–XIX веках не только в Европе и в России, но и в Америке. Так, американский художник Бенджамин Уэст писал картины на исторические сюжеты («Леонидас II, король Спарты, отправляет в изгнание Клеомбротуса»). Уэст получил образование в Италии, с 1763 года работал в Лондоне, где стал одним из основателей, а затем президентом Королевской академии художеств. Кроме того, он был историческим живописцем английского короля Георга III. Уэста привлекала не только античность. Так, в 1771–1772 годах он создал полотно, в котором показал историческое событие, положившее начало созданию в Америке английской колонии Пенсильвании («Уильям Пенн подписывает договор с индейцами»).

П. Деларош. «Дети короля Эдуарда IV», 1852, ГМИИ, Москва

В этой картине реальный исторический факт приобретает романтическую окраску. Англичане в современных костюмах и индейцы в экзотических одеяниях помещены автором в классическую композицию. Такие особенности характерны для всей исторической живописи Уэста, снискавшей художнику популярность не только в Америке и Англии, но и в других странах мира. Творчество Уэста оказало огромное влияние на развитие американского искусства.

Дж. М. У. Тёрнер. «Метель. Переход Ганнибала через Альпы»

Соотечественник и современник Уэста, американский художник Джон Синглтон Копли, перебравшийся в Лондон в 1774 году, также работал в историческом жанре. Прежде популярный портретист, в Англии он увлекся исторической живописью. Одна из самых известных работ Копли — картина «Гибель майора Пирсона».

Живописец показал событие современной истории — восстание англичан, оказавших сопротивление французам, вторгшимся в 1781 году в американский город Джерси.

На полотне изображен один из самых драматичных эпизодов сражения — гибель офицера, отважно защищавшего свою страну. Звучные, чистые цвета костюмов персонажей, развевающихся над их головами флагов, яркие светотеневые эффекты, эмоциональность образов во многом предвосхищают романтическую живопись.

В русской живописи исторический жанр занимал особое место. В Древней Руси культурная жизнь была подчинена церкви, поэтому исторический жанр не существовал в искусстве. Лишь в XI–XII веках появились первые изображения князей, военные подвиги которых вызывали восхищение в народе. В XV столетии были созданы произведения, показывающие батальные сцены. Одна из лучших таких работ — хранящаяся в Русском музее икона «Битва суздальцев с новгородцами». Она повествует о событиях, происходивших в XII веке.

Военно-исторические сюжеты нашли отражение и в древнерусских миниатюрах в Кенигсбергской (XV век), Никоновской (XVI век), Кунгурской (XVII век) летописях.

В начале XVIII столетия появилась картина на батально-исторический сюжет — икона «Осада Тихвинского монастыря шведами в 1613 году». С этого времени художники в России начали создавать исторические композиции, используя темы из русской и античной истории, библейские и евангельские легенды, мифологические мотивы. Именно так в то время понимали исторический жанр.

Мастера исторического жанра в начале XVIII века стремились возвеличить конкретную личность, поэтому остальные персонажи представляли собой лишь фон для наиболее выгодного показа главного героя.

В 1757 году в Петербурге была создана Академия художеств, призывавшая живописцев обратиться к историческому жанру и изображать «историю своего отечества и лица великих в оном людей».

Б. Уэст. «Уильям Пенн подписывает договор с индейцами», 1771–1772, Пенсильванская академия художеств, Филадельфия

Дж. С. Копли. «Гибель майора Пирсона», 1782–1784, Галерея Тейт, Лондон

Т. Г. Назаренко. «Казнь народовольцев», 1969–1973, Третьяковская галерея, Москва

В первой четверти XIX века интерес к истории значительно усилился, что было связано главным образом с Отечественной войной 1812 года.

Писатели, ученые, художники стремились осмыслить истоки героизма русского народа, победившего сильную и хорошо оснащенную армию Наполеона.

С этих пор в исторической живописи стали преобладать произведения на темы русской и зарубежной истории, а религиозные, мифологические и античные сюжеты заняли второстепенное место.

Во второй половине XIX века мастера исторического жанра начали изображать не только события прошлого, но и важные моменты современной жизни. С течением времени эти картины, показавшие драматические конфликты, свидетелями которых являлись живописцы, превратились в художественные документы, бесценные для следующих поколений.

К концу XIX столетия исторический жанр расширился, включив в себя такие разновидности, как историко-бытовой, исторический портрет, исторический пейзаж и т. д.

Они настолько тесно взаимосвязаны между собой, что порой трудно отличить одну жанровую разновидность от другой.

Интерес к историческому жанру не угас и в XX веке. Время войн, социальных потрясений и революций отразилось в живописи многих художников. Огромную роль историческая живопись играла в России — стране трех революций. Появился новый, историко-революционный, жанр, дань которому отдали многие известные мастера. В наше время история по-прежнему волнует живописцев. К ее темам обращаются современные художники, по-разному трактуя сюжеты о событиях прошлого (Т. Г. Назаренко, И. С. Глазунов и др.).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Сводная таблица исторических периодов и стилей

История русской архитектуры
Сводная таблица исторических периодов и стилей
(опыт исторического исследования)

Попытка нарисовать сводную таблицу всех периодов и стилей Русской архитектуры дело почти безнадежное. Но некоторые профессиональные историки решались на это. И я тоже встречал подобную таблицу, но давно, и уже не помню в какой книге.
В основном все исследователи ограничиваются эпистолярным жанром или расписывают отдельные моменты истории, отдельные периоды. Их можно понять, лучше написать много и подробно о небольшом этапе.

Но увидеть всю историю Русской архитектуры в одной сводной таблице мне давно хотелось.

И уж раз я взялся за историю Архитектурных стилей России, то решил, что необходимо дополнить словесный жанр графическими построениями, которые всегда более наглядно демонстрируют всю сущность вопроса.

Сводная таблица исторических периодов и стилей разработана как графическое приложение к общей схеме периодов и стилей русской архитектуры. Схема присутствует в левой колонке журнала «Архитектурный стиль»  в качестве Меток журнала:

Сводная таблица исторических периодов и стилей

Сводная табл..jpg

И некоторые пояснения –

1. Древнерусская архитектура. По отдельным региональным архитектурным школам:

Новгород – Псков – Владимир – Суздаль – Ростов – Ярославль – Смоленск – Москва.

Конечно, этих регионов значительно больше, но в своем Журнале я охватил пока только эти регионы — с древними и яркими архитектурными памятниками. В принципе, можно было бы сделать проще – отделаться одной общей фразой: Древнерусская архитектура.

Естественно, что начало каждого периода  — дата очень условная, так как огромное число древних сооружений не сохранилось. Приходится ориентироваться на самый старший объект, дошедший до наших дней. Более правильным было бы указывать даты исторических сооружений на основании археологических сведений. Да, были построены в таком-то году, но не сохранились (но здесь уже не архитектура, а предположения).

Окончание каждого периода тоже тема для исследования.
1 — Возвышение Москвы и создание единого Московского государства наложило свой отпечаток на все регионы. Начиная с XVI века влияние архитектурных веяний Москвы на другие города и веси конечно очень сильное. Но сложившиеся ранее архитектурные школы и Пскова, и Владимира, и Смоленска еще долгое время продолжали свое развитие.
2 — Как это ни удивительно, но и в XVIII веке с началом повсеместного строительства зданий в классических ордерных формах, многие региональные школы продолжали создавать свою, традиционную и привычную архитектуру. Особенно это заметно в архитектуре церквей. Сегодня эти здания для нас неотделимы от древнерусской архитектуры, хотя построены они уже во времена Российской империи.

Здесь уместно привести пример Пскова и, особенно Суздаля, где строительство в «суздальском стиле» продолжалось до конца XVIII века, когда в столицах давно закончился и стиль Барокко, и даже стиль Классицизм был на излете.

Все эти нюансы отечественной истории я тоже попытался отобразить графически в таблице.

1.7 — Деревянная архитектура севера. Изначально Русская земля – страна деревянных городов, деревянных домов, деревянных церквей, и даже деревянных мостовых. Но поскольку сегодня деревянные сооружения (а точнее рубленные из бревен) сохранились в основном только в северных регионах, то и тема названа именно «деревянная архитектура севера». Но дерево – материал недолговечный. Среди сохранившихся построек одной из древнейших считается Лазаревская церковь Муромского монастыря на Онежском озере, построенная в конце XIV века.

Ясность и выразительность деревянной архитектуры, подлинного народного искусства, заканчиваются в конце XVIII века. В XIX веке в деревянную архитектуру проникают эклектичные детали и подражание новым архитектурным методам, что лишило ее исторической и художественной правдивости.

1.8 — Древнерусские крепости. Это огромная тема, проходящая через всю историю отечественной архитектуры. Каждый русский город начинался со строительства крепостной стены – «огораживался». И под термином «крепость» мы сегодня суммируем  разные сооружения – городские стены с башнями и укреплениями, Кремли, детинцы, крепости и укрепленные монастыри, остроги, и другие объекты, имеющие ярко выраженный оборонный характер. Первоначально на Руси еще строились деревянные крепости, которые позднее заменялись каменными. Но обычно строительство оборонных сооружений велось из камня или кирпича. К счастью для нас, огромное количество древнерусских крепостей построены так крепко, что дошли до наших дней. И не только сохранились, но и послужили защитой от врагов и в XVIII — XIX веках, и в XX веке тоже.

3, 4, 6, – Классические архитектурные стили нового времени
(т е. Российской империи  XVIII и XIX веков).

Стиль БАРОККО, стиль Классицизм и стиль Ампир. Эти строки таблицы нарисовать  уже значительно проще. Есть огромное количество исследовательских материалов, имена архитекторов и даты построек. Общий объем этих материалов, конечно, не европейского уровня, белых пятен все равно многовато. Но по сравнению с древнерусскими временами здесь мы имеем просто энциклопедический объем знаний.

5 — «Национально-романтический» этап — это боль и слезы нашей исторической науки. В десятках книг, в статьях, и уж конечно в интернете — везде чаще всего присутствуют названия «русская готика», «готический стиль» и пр. Мода на «готическую» старину при Екатерине оставила в истории это название, хотя в действительности никакой готики в работах Баженова и Казакова не было.

6.1 — Деревянный ампир. Фактически этот термин изобретен мною при составлении общего списка периодов и стилей. Для такого решения было много причин. Начало XIX века, и особенно ситуация в России после наполеоновского нашествия, дала импульс к строительству деревянных домов самого разного назначения. Среди них одноэтажные особняки особенно красивы в своей простой деревянной отделке. Деревянная русская архитектура пополнилась в эпоху Ампира действительно уникальными сооружениями. И эти простые и недорогие деревянные ампирные особняки продолжали строить многие годы, даже во второй половине XIX века. Традиционный «барский дом» с колоннами, на лужайке, привлекал внимание всех слоев тогдашнего общества. И зажиточный купец, и новоявленный промышленник тоже строили для себя ампирный дом с колоннами. Очевидно, что бы почувствовать себя ровней с дворянами.

8 и 9 – Стиль Модерн и Ретроспективизм с его разновидностями.

Это стили последних лет царской России, времени сложного во всех аспектах.

В классической советской архитектурной школе эти периоды старались вообще не рассматривать.  И только в 1980-х годах появились исследования об архитектуре второй половины XIX века (об эклектике), и архитектуре конца XIX века и начала XX века – о Модерне и Ретроспективизме.

Это время расцвета строительного искусства России. Появление новых материалов и новых технологий отделки зданий, творческое освоение исторического опыта и многое другое, что позволило создать за короткий период огромное количество архитектурных сооружений. Конечно, архитектурный уровень зданий этого времени не всегда был на высоте. Излишняя вычурность, особенно в особняках, порою снижают общий уровень постройки. Но зато в промышленной архитектуре произошел поистине революционный переворот.
Если очень коротко, но надо сказать — период был короткий, но очень яркий….

……………………………………………………………………….

Литература:

— История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
— Ю.П.Спегальский. Псков. – Л.- М.: Искусство, 1963.
— М.К.Каргер. Новгород Великий. – Л.- М.: Искусство, 1966.
— Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982.
— А.В.Ополовников. Русское деревянное зодчество. – М.: Искусство, 1986.
— И.А.Воротникова, В.М.Неделин. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. — М: Буксмарт, 2013.

architectstyle.livejournal.com

Коротко о периодах и стилях Русской архитектуры

Разумеется, сегодня есть много книг, где расписаны до деталей все исторические периоды, вся история отечественной архитектуры, все стили и направления.
Но специфика интернета такова, что многие хотят понять общие проблемы в одной короткой заметке.
Именно такой обзор я предлагаю читателям журнала  Архитектурный стиль —


Коротко о периодах и стилях Русской архитектуры

1.  Древнерусская архитектура
X – XVII в.
История Древнерусского зодчества насчитывает семь веков. Даже простое перечисление всех периодов развития Древнерусского зодчества является огромной исследовательской работой. Настолько сложен и многообразен был этот путь.
Архитектура Киева и Чернигова, архитектура Новгорода Великого  и Пскова, Смоленска и Полоцка. Самостоятельная и очень яркая Владимиро-Суздальская архитектура сложилась в Северо-Восточной части Руси, в Залесской земле. К концу XII в. на Руси слагается несколько архитектурных направлений, хотя общие принципы на всей территории Руси были одинаковы. В XIII в. Владимиро-Суздальская  школа разделилась на две самостоятельные, одна строила в Суздале, Нижнем Новгороде и Юрьеве-Польском, другая – во Владимире, Ростове и Ярославле. И, наконец, эпоха централизованного Русского государства, в XV — XVI веках объединившая отдельные русские земли вокруг Москвы. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, складывание единого русского государства, повлияли на формирование общерусской архитектурной традиции. Архитектуре XVII века были присущи сложность и живописность композиций, разнообразие и насыщенность архитектурными деталями.
Среди произведений Древнерусской архитектуры нет копий с иноземных зданий, нет механического подражания архитектуре соседних стран.

2.  «Нарышкинское» барокко
Конец  XVII в.
Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы, получившее название Московское, или «Нарышкинское» барокко Особенностью данного стиля (?) является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями. Стремившееся к узорочью, живописности и нарядности, своеобразное связующее звено между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.

Фили-стиль.jpg
Церковь Покрова в Филях, в Москве, 1694 г.

3. Стиль Барокко
1-я половина XVIII в.
Основание Санкт-Петербурга  дало мощный толчок к развитию архитектуры России, начинается новый этап в развитии русского барокко — петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на западные образцы. Крупнейшим сооружением этого времени является Петропавловский собор. И несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Позднее в России получает развитие новое направление — елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, отделка фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века. Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д.В.Ухтомским и И.Ф.Мичуриным. Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность.

Царское село-стиль.jpg
Большой дворец в Царском селе, 1752-1757 гг., арх. В.В.Растрелли

4. Стиль Классицизм
2-я половина XVIII – нач. XIX в.

Классицизм – это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства. Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к  европеизации России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.

Дом Пашкова.jpg
Дом Пашкова  в Москве, 1784-1788 гг. арх. В.И.Баженов (?).

5. «Национально-романтический» этап
1780 – 1800 гг.
Во второй половине XVIII века, наряду с ведущим классическим направлением, был недолгий этап, который позднее чаще всего именовали «готическим стилем». Это время активного творчества В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, и наиболее известным их сооружением является Царицынский ансамбль. Несмотря на поручение Екатерины, наши архитекторы взяли исходным моментом не готику, а древнерусские формы. Для Царицына характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне краснокирпичных стен, напоминающая детали и мотивы русской архитектуры XVII века. В целом произведения этого этапа в классической архитектурной школе названы временем Национально-романтических исканий.

Царицыно.jpg
Дворец в Царицыно, в Москве, 1775 – 1785 гг., арх. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков

6. Стиль Ампир
1800 – 1840 гг
«Имперский стиль» ампир является завершающим этапом классицизма, С массивными и монументальными формами, богатым декорированием, с элементами военной символики.

Главный штаб-стиль.jpg
Главный штаб в Петербурге, 1819-1829 гг., арх. К.И.Росси

7.  Эклектика
1830 – 1890 гг.
Направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях. Эклектика восстала против академических догм, требовавших следовать «вечным» законам античного зодчества. Эклектика сама по себе не может быть стилем, так как является смешением этапов и стилей прошлых лет.
Несколько слов об эклектике

Николаев. набер-стиль..jpg
Успенская церковь в Петербурге, 1896-1898 гг., арх. Г.Косяков

8. Стиль Модерн
Конец XIX в.- 1917 г.
Стилевое направление связано с использованием новых технико-конструктивных средств, свободной планировки для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий. Термином «Модерн» определяется архитектура, резко восставшая против подражательности. Лозунг модерна – современность и новизна. Системы художественных форм, сколько-нибудь родственной ордеру или «стилям» эклектики – в модерне вообще не существует.
Свойственному прошлым стилям принципу проектирования здания «снаружи – внутрь», от формы плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный принцип: «изнутри – наружу». Форма плана и фасада не задается изначально, она вытекает из особенностей внутренней планировочной структуры.
О модерне —  http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/modern/0-255

Модерн-стиль.jpg
Особняк Рябушинского в Москве, 1900 г., арх.Ф.О.Шехтель

9.  Ретроспективизм
1905 – 1917 гг.
Очень сложное направление, своеобразная параллель позднему модерну. Направление, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от древнерусского зодчества до классицизма. Различия между поздним модерном и ретроспективизмом провести чрезвычайно трудно.  Примеры трех основных течений в ретроспективизме —

9.1 — Неоклассицизм
Здание Киевского вокзала в Москве напоминает прославленные постройки русского классицизма и ампира. Симметрия этой торжественной композиции оживлена квадратной часовой башней, поставленной на правом углу. При достаточной строгости архитектурных форм декоративное убранство здания весьма разнообразно, с сочными «античными» мотивами.

Киевский вокзал.jpg
Киевский вокзал. 1914-1924 гг., Арх. И.И.Рерберг, В.К.Олтаржевский, при участии В.Г.Шухова.

9.2 — Неорусский стиль
Исследователями архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.
Здание Ссудной казны сочетает деловую представительность с пластичностью палат XVII века. Форма парадного крыльца на фоне бриллиантовой рустовки стены усиливает декоративность здания. В декоре преобладают мотивы «Нарышкинского барокко». Однако полная симметрия фасада нарушает «принципы модерна» и придают зданию некоторую эклектичность….

Ссудная казна.jpg
Ссудная казна в Настасьинском пер. в Москве. 1913-1916 гг., Арх. В.А. Покровский и Б.М. Нилус

9.3 — Неоготика
Католический собор на Малой Грузинской улице в Москве — трёхнефная крестовидная псевдобазилика. Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах, отделочные работы внутри продолжались до 1917 года. По различным свидетельствам, для архитектора прообразом фасада послужили некоторые европейские готические соборы. В этом католическом соборе находится самый большой в России орган и можно послушать концерты органной музыки.

Малая Грузинская.jpg
Католический собор на М. Грузинской улице. 1901—1911 гг., Арх. Ф.О.Богданович-Дворжецкий.

Стили ……
Вместить на один лист всю многовековую историю отечественной архитектуры невозможно.
Моя задача конкретнее — дать общее, очень схематичное понятие о том, как менялись стили архитектуры со второй половины  XVII века и до 1917 года.


И важное уточнение о «Стилях»:
— В истории архитектуры само понятие «Архитектурный стиль» появилось сравнительно недавно, и относится только к периодам с XVIII века, со стиля Барокко. Иногда к стилям относят и «Нарышкинское» барокко второй половины XVII века.
— К Древнерусской архитектуре понятие «Стиль» вообще неприменимо, и выражение типа «церковь в Новгородском стиле» относится к разговорному жанру, и не более того!
………………………………….………………………………….……………..

Литература:
— История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
— Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982.

architectstyle.livejournal.com

Стили изобразительного искусства

Как развивалась мировая живопись? Каковы основные стили изобразительного искусства? В чем разница между Рафаэлем и Пикассо?

За последние пять веков изобразительное искусство несколько раз кардинально менялось. Оно прошло путь от подражания иконам и привязанности к религиозным сюжетам до сумасшедших экспериментов с формой и цветом и бешеных фантазий.

Хронологически основные стили живописи можно разделить следующим образом.

1) Ренессанс (Возрождение) — господствующее течение в Европе XV-XVI вв. Порывало со Средневековьем, опиралось на греческие и римские образцы, культивировало человеческое тело, гармонию природы. К этому стилю относят Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело – их имена дадут позже черепашкам Ниндзя.

2) Барокко живопись XVI-XVII вв. периода рассвета европейской цивилизации. Отличается пышностью, броской цветистостью, динамичностью. Яркие представители – Рубенс, Караваджо, Рембрандт.

3) Рококо – жанр XVIII века, логическое продолжение барокко. Этот стиль отказывается от изобилия, тяжеловесности и перегруженности барокко, стремясь к легкости и изяществу. Насыщенность цвета сменяется легкими белыми и розовыми оттенками. Представители – Буше, Ватто, Тьеполо.


4) Классицизм – господствующее течение в Европе XVII-XIX вв. Выросло из Ренессанса, опиралось на античные образцы, культивировало стройность, упорядоченность, создавало систему правил и табу. К классицизму относят картины Пуссена, Менгса, Лебрена.

5) Романтизм. На смену строгим формам и правилам в начале XIX века пришел романтизм. Стали важны не устоявшиеся идеалы, а индивидуальные переживания, мир грез, раскованность и эмоции. Делакруа, Тернер, Гойя, Гро, Айвазовский – их картины заставляют биться сердце даже неискушённого зрителя.

6) Неоклассицизм – в XIX веке не все согласились порывать с традициями. Жак-Луи Давид и Энгр вновь обратились к античности за источниками вдохновения.

7) Импрессионизм – в середине XIX века французские художники вовсе отказались от какой-либо ясности и четкости в живописи. Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей – каждый из них по-своему выступил против академизма предыдущих школ, обогатив живопись новой техникой.

8) Постимпрессионизм – к концу XIX века живописцы зашли еще дальше, став извращать реальность на свой вкус. Ван Гог, Гоген, Тулуз Лотрек, Сёра перестали гнаться за какой-либо правдоподобностью и представили мир таким, каким его видели.

9) Модернизм – к началу XX вв. модернисты окончательно порвали с реальностью и стали рисовать невообразимые картины, плоды своих фантазий. Каждый художник рождал целое течение: Пикассо — кубизм, Дали — сюрреализм, Мунк — экспрессионизм, Кандинский и Малевич – абстракционизм. Многие из них также породили отдельные направления живописи (супрематизм, фовизм, дадаизм), но все они уживаются под определением модернизма.

www.anews.com

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 3: эклектика (историзм) и модерн.


АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

  Третья часть нашего архитектурного ликбеза посвящена стилям, господствовавшим в европейской архитектуре во второй половине XIX века (и даже с 30-х годов этого столетия) до первого десятилетия века ХХ — го (до начала Перовой мировой войны), эклектике и модерну.Дом сецессиона в Вене:

    ЭКЛЕКТИКА (30 — 90-е гг. XIX в.)

    Эклектика является синтетическим, если можно так выразится, архитектурным стилем, поскольку в ней активно использовались элементы стилей предшествующих эпох, говоря имными словами, так называемых «исторических» стилей (отсюда и второе название эктектизма — историзм).
    Все видно в самих названиях: неоготика, необарокко, неорококо и т д.

    Определить эклектику в архитектуре весьма несложно. Видите перед собой здание, по своим элементам напоминающее средневековое сооружение или постройку времен Ренессанса, но при этом являющееся явным новоделом (относительным, конечно же), можете не сомневаться, это эклектика. И если перед вами замок, но построенный из современного киприча, то это тоже эклектика, даже если он соответствует вашим представлениям (увы, чаще всего ошибочным) о том, как должен выглядеть настоящий средневековый замок.

    Наверное, наиболее наглядным образцом эклектики является замок Вайдахуняд в Будапеште (1896 г.), представляющий собой смесь сразу четырех «исторических» стилей: романского, готического, ренессансного и барокко:



    Другие примеры эклектики:

Визитная карточка Будапешта — здание парламента Венгрии,
построенное в конце XIX в. в неоготическом стиле:

  Часто бывало так, что эклектика продолжала свое победное шествие и в ХХ веке. Особенно это характерно для южных областей Испании, где долгое время она воплощалась в неомавританском стиле.

Характерный образец — площадь Испании в столице Андалузии — Севилье,
построенная в 1929 году:

Неоготический замок Нойшвантайн в Баварии,
построенный королем романтиком Людвигом II Баварским в 1869 — 1886 гг.:

Дрезденская государственная опера,
построенная в неоренессансном стиле в середине XIX века:


    В таких центральноевропейских городах как Вена и Будапешт в стиле неореннесанса построены целые кварталы в центральных раойнах города. Но наверное нигде, больше чем в России, экслектика не получила такого развития. Впрочем, русской архитектуре будут просвящены отдельные части нашего небольшого архитектурного ликбеза.

    Архитектура эклектики, безусловно, эстетически привлекательна (согласитесь, что все примеры, которые вы могли видеть выше, очень красивы!). Она разнообразна, поскольку архитекторами, работавшими в разных странах и регионах синтезировались различные «исторические» стили.
    Но этот «архитектурный микс» не привнес в архитектуру как жанр искусства ничего нового.

    И вот в конце XIX века появляется совершенно новый архитектурный стиль, не отвергающий того, что было накоплено в предыдущие эпохи (хотя откровенно игнорирующий классический ордер), но творчески впитавший в себя в переработанном виде наследие прошлого.
    Он получил соответствующее название:

    МОДЕРН.

    Время модерна продолжалось не слишком долго, всего лишь с 90-х годов XIX века до середины второго десятилетия следующего столетия. Но сколько же шедевров и различных направлений модерна мы можем наблюдать до сих пор: югендштиль, сецессион, ар-нуво, стиль тиффани… — все это модерн.

    Архитектуру модерна невозможно перепутать ни с чем. Использование новых строительных материаллов: бетон, стекло, металл, встраивание здания в окружающую природную среду, плавность линий, избегание прямых углов и т.д. делают архитектуру модерна неповторимой и ни на что не похожей.

    Судите сами.


Церковь Святого Леопольда работы Отто Вагнера (1904 — 1907 гг.):

Музей прикладного искусства в Будапеште
(Эдён Лехнер, 1893 — 1896 гг.):

Пражский вокзал
(Йозеф Фанта, 1901 — 1909 гг.):

  Абсолютной вершиной стиля модерн, на мой взгляд, является творчество Антони Гауди. Впрочем, модерн в его исполнении был доведен до полного совершенства стиля, при котором архитектура не только старалась сочетаться с природой, а становилась ее частью до такой степени, что становилось не понятно, где кончается одна и начинается другое.Парк Гуэля в Барселоне:


    Многие искусствоведы полагают, что стиль Гауди достоин отдельного названия — «гаудианство». Если этот термин приживется (я только за!), то Ангони Гауди-и-Корнет станет вторым в истории мировой архитектуры творцом, именем которого назван отдельный стиль (как вы, надеюсь, помните, первым стал Андреа Палладио).Дом Бальо в Барселоне (1906 г.):


Дом Мила — «Ла Педрера» (1910 г.) —
последнее светское сооружение, построенное Гауди:

Строительство Саграда Фамилии — Храма Святого Семейства
по проекту Гауди продолжается до сих пор:


    Подобно тому, как рококо предшествовал бурным событиям конца XVIII — начала ХIХ вв. (Великая Французская революция и охватившие всю Европу «наполеоновские войны») и сменился господством ампира, так и модерн по сути умер в связи с глобальными гуманитарными катастрофами, потрясшими весь мир в начале века ХХ-го. На смену модерну уже после окончания Первой мировой войны пришли совершенно новые архитектурные стили. О них речь еще впереди.

    Но прежде чем начать рассказ об архитектурных стилях ХХ века, считаю необходимым вернуться назад, чтобы рассмотреть то, как развивалась архитектура в нашей стране (от Древней Руси до начала ХХ века).
    Этому и будут посвящены следующие части архитекткрного ликбеза.

  Продолжение следует.
    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Историческая стилистика

Исторический стиль становится предметом художествен­ного отображе­ния в музыке позднее, чем стиль национальный. Конечно, и раньше в структуре музыкальных произведений могли соединяться компоненты, разные по времени возник­новения. И примеров таких можно найти не­мало. Так, в баховских хоральных обработках ясно ощутима историческая дистанция между григорианским напевом и окружающим его полифони­ческим многоголосием, хотя само это сопоставление отнюдь не являлось главным предметом внимания и не может рассматриваться как результат намеренного манипулирова­ния стилевыми эпохами. То же можно сказать, в сущности, и о любом вариационном произведении с заимствованной те­мой. В нем соединяются не только чужое и свое (тема и вариа­ции), но и прошлое с настоящим. Иногда это прошлое уходит далеко в глубины ис­тории. Ведь любая фольклорная тема, на­пример, отстоит по времени сво­его рождения от ее вторичного воссоздания в качестве темы, как правило, довольно далеко.

Или другой случай: композитор в зрелом возрасте вклю­чает в произве­дение свою юношескую или даже детскую му­зыкальную тему. Но и тут ведь нет еще собственно истори­ческой стилистики. Когда, например, Д.Д. Шостакович в Пятнадцатую симфонию вводит материал из Первой, Седь­мой и Десятой симфоний, а также фрагменты музыки Росси­ни и Вагнера, Глинки, то он подчиняет эти вкрапления логи­ке воспоминаний о былом, и М.Г. Арановский не случайно называет ее «симфонией-реминисценцией»1. Это, действи­тельно, стилистика скорее биографическая, а не историчес­кая, она основана на сопряжении раннего и позднего стиля, собственной ма­неры и индивидуальных стилей других мас-

1Арановский M.Г. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и некоторые вопросы му­зы­кальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15. Л., 1977. С. 59.

214

теров, хотя, конечно, связана с эффектами соотнесения раз­личных по ис­торическому генезису элементов.

В полной мере историческая логика проявляется при сти­лизации под старину. Такова упоминавшаяся уже сюита Э. Грига «Из времен Холь­берга». Она была создана и исполне­на композитором в декабре 1884 г. во время празднования двух­сотлетия со дня рождения Людвига Хольберга (1684–1754) – писателя, крупного деятеля скандинавского Просвещения.

Как в любой эффектной стилизации, в сюите Грига есть два плана, со­относящихся как две стороны исторического ди­алога. Век Хольберга со­бирает под своими знаменами евро­пейские жанры эпохи барокко. Время Грига представлено не только собственным стилем композитора, но и со­временными для него норвежскими танцевальными ритмами, музыкаль­ными инструментами. В гавоте бурдонные квинты имитиру­ют не столько старую европейскую волынку, сколько народ­ные скрипки норвежских му­зыкантов. Но диалог здесь, как в любой другой стилизации, не связан с поочередными репли­ками. Он развертывается в синхронном взаимодейст­вии двух глубинных слоев стилистики. И от воображения слушателя, ин­терпретатора, от его точки зрения зависит, будет ли глу­бинным слоем ста­рина или григовская современность.

Одновременное действие двух стилистических слоев – глав­ный прин­цип стилизации – обнаруживается особенно ярко в сарабанде, гавоте и ри­годоне. Сарабанда идет в свойствен­ном ей умеренном темпе, точно вы­держана характерная для этого танца-шествия ритмическая фигура. Тема в середине пьесы в соответствии с нормами баховского времени дана в кон­трастной по ладовому наклонению тональности – в си миноре. Как тут не узнать самого Грига! Ведь во 2-м и особен­но в 4-м ее тактах дан ход от вводного тона вниз по ступеням мелодической минорной гаммы – прямо-таки «фирменный знак» григовского норвежского стиля:

Тут можно, конечно, констатировать совпадение собствен­ного григов­ского стилевого признака с аналогичными инто­нациями баховской эпохи (таков, например, нисходящий ход в противосложении к ответу во второй из фуг «Хорошо тем­перированного клавира» И.С. Баха). Но норвежский коло­рит интонации преобладает.

В сюите Э. Грига стилизация осуществляется с помощью безотказно действующих жанровых примет времени. Сара­банда и гавот трактуются не как первичные обиходные жан­ры, а как инструментальные пьесы. Они уже принадлежат истории и взяты не из Испании и Франции, а из немецкой сюиты, почти сгладившей для современников Грига разли­чия националь­ных стилей, и выступают как средство не на­циональной, а исторической стилистики.

Стилизация в циклических формах может сочетать­ся и с чередо­ванием нескольких исторически разных сти­лей. Об опыте такого рода ярко писал Р. Шуман в связи с четырехчастной «Исторической симфо­нией» Л. Шпора.

«Самым интересным номером концерта был, бесспорно, по­следний, и вся публика ждала его с нетерпением. В афише он значился: «Историче­ская симфония в стиле и во вкусе четы­рех разных эпох. Первая часть – пе­риод Баха и Генделя, 1720. Adagio – период Гайдна и Моцарта, 1780. Скерцо – бетховенский период, 1810. Финал – новейший период, 1840». Эта новая симфония ШПОРА написана, если мы не ошибаемся, для лон­донского филармонического концерта, там же впер­вые и была исполнена примерно год тому назад и, должны мы добавить, в Англии же подвер­глась весьма сильным нападе­ниям. Боимся, что и в Германии о ней будут вынесены суро­вые суждения. Безусловно, останется примечательным явле­нием то, что в наше время делалась уже не одна попытка воссоздать старое время. Так, года три назад О. Николаи дал в Вене концерт, в кото­ром он тоже исполнил целый ряд сочи­нений, написанных «в стиле и во вкусе других столетий». Мошелес написал пьесу в честь Генделя и в его манере. Тауберт выпустил недавно сюиту, также с использованием старых форм и т.п. Даже Шпор сам предвосхитил свою симфонию в скрипичном концерте «Когда-то и ныне», в котором он ста­вил себе подобную же цель.

Против этого возражать не приходится; опыты эти можно считать сво­его рода этюдами, ведь стала же наша современ­ность проявлять за послед­нее время особое пристрастие к сти­лю «рококо». Но то, что именно Шпор напал на эту мысль,

216

Шпор, зрелый законченный мастер, который никогда не про­износил ничего, что не вытекало бы из самых глубин его сер­дца, и которого всегда можно узнать по первым же звукам, – это не может нас не заинтересовать. Поэтому он и решил задачу почти так, как мы этого и ожидали. Он сумел подчи­ниться внешности и форме различных стилей; в остальном он оста­ется тем мастером, каким мы его давно знаем и лю­бим; более того, непри­вычная форма еще резче подчеркивает его своеобразие подобно тому, как человек, чем-либо от­меченный природой, нигде так легко себя не выдает, как под маской. Так однажды Наполеон отправился на бал-маскарад, но не прошло и нескольких мгновений, как он уже скрестил на груди руки. Как пламя по зажженному фитилю, по залу пронеслось: «Император!» Подоб­ным же образом и во время исполнения симфонии в каждом углу зала можно было ус­лышать возгласы: «Шпор!» – и снова: «Шпор!»

Как мне казалось, он все же лучше всего притворялся под моцартовско-генделевской маской, зато баховско-генделевской сильно не хватало мус­кулистой плотности вос­произведения подлинников; в бетховенской же маске сход­ство, пожалуй, и вовсе отсутствовало. Но уже последнюю часть я иначе, чем полной неудачей, назвать бы не мог»1.

Сам Шуман редко прибегал к исторической стилистике. Можно назвать великолепный образец реконструкции ста­ринного хорального стиля в его хоровых песнях на староне­мецкие тексты и напевы (ор. 75 № 1 и № 5). В «Геновеве» композитор использует подлинный протестантский хорал. Но вообще говоря, опера для исторической стилистики предо­ставляет гораздо больше возможностей, чем другие жанры, особенно инструментальные.

Прямое отношение к исторической стилистике имеет жанр так назы­ваемой исторической оперы, отдельные при­меры которого уже называ­лись. В опере собственно музы­кальные приметы времени, конечно, под­крепляются це­лым комплексом внемузыкальных средств. Большую роль в создании исторического колорита играют сюжеты, тек­сты оперных номе­ров, костюмы, имена героев, сценичес­кое оформление. Но и музыка может брать на себя весомую нагрузку в воссоздании аромата истории. Опера «Нюрн­бергские мейстерзингеры» Р. Вагнера представляет собой выдаю­щийся пример художественной реконструкции му-

1Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собр. статей. Т. 2-6. М., 1979. С. 14–15.

217

зыкального искусства далекого времени немецкой цеховой музыки.

Интересные образцы исторической стилистики, связан­ной, однако, не с жанрами как приметами времени, а с име­нами выдающихся музыкантов, создавались часто в виде музыкальных мемориальных памятников. Ф. Ку­перену принадлежат сюиты «Апофеоз Люлли» и «Апофеоз Корелли». П.И.Чайковский создает «Моцартиану», И.Брамс и С.В. Рахманинов берут в качестве темы мелодию одного из «Каприсов» Н. Паганини. Но здесь мы уже переходим к стилистике иного рода, связанной с имитацией индиви­дуальных композиторских стилей, к имитации характеров, темпераментов, почерка.

studfile.net