Стиль исторический: Исторические стили. Большая российская энциклопедия

Исторические стили. Большая российская энциклопедия

Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре

Области знаний:
Архитектура, Декоративно-прикладное искусство и дизайн, Стили, течения, направления в искусстве, Искусство середины – второй половины 19 в., Искусство середины – второй половины 19 в. в России
Период существования:
середина 19 века – начало 20 века
Вид искусства:
Архитектура, Декоративно-прикладное искусство и дизайн

Истори́ческие сти́ли, ряд стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 19 – начала 20 вв., возникших как часть системы историзма. Их отличительная черта – воспроизведение отдельных мотивов или всего комплекса приёмов архитектурных стилей прошлых эпох. В отличие от мастеров Ренессанса, маньеризма, барокко и классицизма, ориентировавшихся на возрождение античной эстетики, архитекторы 19 в. рассматривали античность лишь как один из возможных образцов наряду с наследием иных, неклассических эпох и стран.

Характерное для большинства исторических стилей стремление к исторически корректному воспроизведению стилевых форм прошлого приводит к тому, что в научной литературе понятия «историзм» и «исторические стили» часто используются как синонимы. Но существуют также исторические стили, эстетика которых строится на сочетании различных, иногда чужеродных по отношению друг к другу декоративных элементов, определяемом как эклектика.

Использование неклассических стилевых форм отмечается ещё в 18 в. Так, в эпоху рококо широко распространилось направление шинуазри, воспроизводящее формы восточного, преимущественно китайского, искусства, а из-за растущего интереса к Средневековью с середины 18 в. популярность начали приобретать декоративные элементы готики. В начале 19 в., после египетской экспедиции Наполеона Бонапарта 1798–1801 гг. и публикации в 1809–1829 гг. трудов участвовавших в ней учёных под общим названием «Описание Египта», Европа заново открыла для себя древнеегипетское искусство, что привело к возникновению египетского стиля в архитектуре (до того подражание Древнему Египту ограничивалось в основном декоративно-прикладным искусством).

Распад стилевого единства классицизма и характерный для романтизма интерес к средневековому искусству и национальной культуре привёл во 2-й трети 19 в. к формированию стилевого плюрализма, предполагающего равноценность всех исторических эпох и их наследия. Переоценка художественных систем прошлого в искусстве романтизма стала причиной отказа от классической ордерной архитектуры как единственного возможного идеала.

Важную роль в формировании исторических стилей сыграло развитие искусствознания, изучение различных стилевых систем и закономерностей их бытования.

Предпринимались попытки воспроизведения не только внешнего вида построек предыдущих веков, но и их конструктивных особенностей, повлёкшие за собой лучшее понимание декоративных систем прошлого. Жузеп Виласека-и-Казановас. Триумфальная арка, Барселона. 1888.Также значимым было появление и широкое распространение новых технических приёмов и материалов, в частности металлических несущих конструкций и железобетона, что привело к изменению масштабов построек, строительству многоэтажных зданий. Возникли такие новые типы сооружений, как вокзалы, торговые пассажи, водонапорные башни и т. д. Это потребовало разработки декоративных приёмов, соответствующих не только размерам, но и функциям каждой из построек.

В противовес антикизирующей архитектуре во 2-й трети 19 в. началось активное использование художественных мотивов Средневековья и Возрождения, что привело к повсеместному распространению неороманского и неоготического стилей, а также зарождению интереса к отличной от них национальной средневековой архитектуре (русско-византийский стиль в России, стиль неомануэлино в Португалии и её колониях). Тем не менее классическое наследие также вызывало интерес исследователей и архитекторов и стало источником для таких стилей, как неоренессанс, необарокко, неогреческий стиль (неогрек) и неоклассицизм, а также эклектических стилей, сочетающих в себе элементы классицизма и барокко, – стиль Второй империи, стиль бозар.

В архитектуре 19 в. важной тенденцией был целенаправленный поиск национального архитектурного стиля, основанный на тщательном изучении и последующей интерпретации культурного наследия, включающего не только зодчество, но и декоративно-прикладное искусство, народное творчество. Так возникли стиль умбертино в Италии, русский стиль в России, неовизантийский стиль в России и балканских странах, неомикенский стиль в Греции, неомудехар в Испании, неоколониальный стиль в США и др.

Часто происходило закрепление того или иного исторического стиля за определённым типом построек как наиболее соответствующего их духу и назначению. Так, в стиле неоготики строились преимущественно католические церкви и университетские комплексы, стиль умбертино использовался в Италии для оформления правительственных сооружений, обращение к неовизантийскому стилю характерно для православной культовой архитектуры Восточной Европы и т. д. Круг используемых стилей различался также в зависимости от стран и их архитектурных школ, так, в России и Италии достаточно редки постройки в неоготическом стиле, а индо-сарацинский стиль был распространён преимущественно в британских колониях в Азии.

Фредерик Уильям Стивенс. Здание вокзала Чхатрапати-Шиваджи, Мумбаи. 1878–1887.Исторические стили сыграли важную роль в формировании как научного интереса к истории архитектуры, так и современных принципов архитектурной реставрации. Влияние исторических стилей прослеживается и в более поздней архитектуре: романтическое направление в модерне, стиль ар деко, неоисторизм конца 20 – начала 21 вв.

Шульгина Дарья Павловна

Дата публикации:  20 июля 2022 г. в 12:21 (GMT+3)

Исторические стили — готический стиль

Готика – художественный стиль, появившийся в Западной Европе в XIII в. Традиционно это архитектурный стиль, несколько позднее проявившийся и в дизайне интерьеров.

Особенности стиля: подчеркнутая вертикальность элементов, стремление вверх, визуальное создание легкости, мистика и фантастические нереальные формы.

Неизменный атрибут Готики – огромные окна, стрельчатые своды и многоцветные витражи. Наивысшей целью всего этого является доступ в помещение максимально возможного количества света, создание взвешенной, воздушной обстановки. Витражи и сложные формы сводов придают интерьеру изящества и величия.

А вот стены в стиле Готика – далеко не самый важный элемент. Основное требование к ним – легкость и однотонность. В качестве декоративных элементов стены украшаются яркой росписью или настенными гобеленами. Полы дощатые или каменные. На потолке возможна декоративная роспись.

Мебель в готическом стиле также стремится вверх: шкафы высокие, буфеты на высоких ножках, а стулья и кровати имеют высокие спинки. Все это имитирует архитектурные детали Готики – крепостные замки и средневековые церкви. Самый яркий представитель этого исторического стиля – Собор Парижской Богоматери – эталон того, как должна выглядеть настоящая Готика.

В качестве строительных и отделочных материалов используется натуральный камень и дерево (дуб, ель, сосна, орех, лиственница, кедр, можжевельник). Востребована плиточная мозаика, майолика, расписная фигурная лепнина с позолотой. Присутствуют и мотивы сталактитов, также продиктованные стилистическим стремлением вверх.

Важную роль в стиле Готика занимает цвет. Красочные витражи и раскрашенные скульптуры каждый раз по-новому светятся на солнце. Основные цвета – это синий, красный, желтый, коричневый. Также используются золотые и серебряные нити.

В готических интерьерах практически отсутствуют картины. Большое распространение получает резьба по камню и дереву, обработка слоновой кости, керамические и стеклянные изделия. Исторические атрибуты поражают фантазией изобретателя и его блестящим мастерством. Тщательность отделки и проработанность деталей вызывают только наивысшую оценку со стороны ценителей.

Готика – яркий, экспрессивный стиль, который своим величием не уступает Барокко. Сегодня понятие Готика стало неким интернациональным эпитетом, символизирующим все удлиненное и заостренное. Влияние стиля можно увидеть не только в древнерусских шатровых храмах, но также и в знаменитых американских небоскребах.

Готический стиль

ПОЯВИЛСЯ ВОПРОС?

Задайте его нашим архитекторам!

Я согласен с обработкой/хранением/распространением персональных данных. Политика конфиденциальности

Свяжитесь с нашими специалистами

Записаться на встречу

Отправить сообщение

Спасибо! Ваши данные получены

Оставьте Ваши контактные данные, и мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время!

Заказать звонок

Заказать звонок

Спасибо! Ваши данные получены

00:0001:0002:0003:0004:0005:0006:0007:0008:0009:0010:0011:0012:0013:0014:0015:0016:0017:0018:0019:0020:0021:0022:0023:00 — 00:0001:0002:0003:0004:0005:0006:0007:0008:0009:0010:0011:0012:0013:0014:0015:0016:0017:0018:0019:0020:0021:0022:0023:00

Мы перезвоним через 2 минуты

История живописи | Тейт

Художественный термин

Термин «историческая живопись» был введен в семнадцатом веке для описания картин, сюжеты которых взяты из классической истории и мифологии, а также Библии.

В восемнадцатом веке он также использовался для обозначения более поздних исторических сюжетов

Термин «историческая живопись» был введен Французской королевской академией в семнадцатом веке. Это считалось наиболее важным типом (или «жанром») живописи над портретной живописью, изображением сцен из повседневной жизни (так называемая жанровая живопись), пейзажной и натюрмортной живописью. (См. страницу глоссария для жанров, чтобы узнать больше).

Первоначально использовался для описания картин с сюжетами, взятыми из древнегреческой и римской (классической) истории, классической мифологии и Библии; к концу восемнадцатого века историческая живопись включала современные исторические сюжеты, такие как батальные сцены, написанные художниками Бенджамином Уэстом и Джоном Синглтоном Копли.

Стиль, который считался подходящим для использования в исторической живописи, был классическим и идеализированным, известным как «большой стиль», и в результате получил известность как Высокое искусство.

Роль Империи в исторической живописи

В первой половине девятнадцатого века историческая живопись была одним из немногих способов, с помощью которых британская публика могла познакомиться с заморской империей. В этом контексте историческая живопись стала формой документации. Такие художники, как Бенджамин Уэст и Генри Нельсон О’Нил, стали больше интересоваться рисованием сцен недавней и современной истории, изображая людей в современной одежде, а не в «вневременной одежде», как это видно в традиционной исторической живописи.

В 1850-х годах интерес к более человеческим и интимным предметам сместился, а не к изображению живописных литературных или великих исторических тем. Сцены сражений из военного поджанра исторической живописи подверглись критике, потому что на их точность нельзя было полагаться, и в Королевской академии было выставлено несколько картин с изображением батальных сцен.

Филип Уилсон Стир Что насчет войны? Однако там был выставлен номер , что позволяет предположить, что частные ответы гражданских лиц были, возможно, более честным свидетельством гибели людей, спровоцированной заморским конфликтом (в данном случае войной в Судане 1881 года).

Роль исторической живописи в двадцатом веке резко упала, и она почти полностью исчезла из художественных кругов после распада империи после Второй мировой войны.

Содержит ли этот текст неточную информацию или язык, который, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.

Левый Верно

  • Нарративное искусство — это искусство, рассказывающее историю

  • Великая манера — английский термин, широко используемый с восемнадцатого века для описания того, что считалось высшим стилем искусства в академической теории — стиля, основанного на идеализированном, классическом подходе

  • Жанры – это виды живописи. Они были систематизированы в семнадцатом веке как (в порядке убывания важности) история, портрет, жанр (сцены повседневной жизни), пейзаж и натюрморт

  • Основанные в эпоху Возрождения и получившие широкое распространение к XVII веку, академии представляли собой управляемые художниками организации, целью которых было повышение профессионального статуса художников, а также обеспечение обучения

  • Неоклассицизм был особенно чистой формой классицизма, возникшей примерно в 1750 году

Избранные художники в коллекции

Избранные произведения из коллекции

Историческая живопись в Тейт

Историческая мода — Etsy.